Заголовок
Заголовок

Порядок осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации

В связи с вступлением в силу с 01.01.2015г. Федерального закона от 24.11.2014г. № 357-ФЗ изменяется порядок выдачи временно пребывающим на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства документов на право осуществления трудовой деятельности.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, для трудоустройства к работодателям или заказчикам работ (услуг), являющимся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, а также к работодателям или заказчикам работ (услуг), являющимся гражданами Российской Федерации, необходимо наличие патента, выданного в соответствии со статьей 13.3 вышеназванного Федерального закона.

Разрешение на работу выдается следующим категориям лиц:

- иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы;

- высококвалифицированным специалистам (вне зависимости от порядка въезда на территорию РФ);

- иностранным гражданам и лицам без гражданства, обучающимся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию (вне зависимости от порядка въезда на территорию РФ).

На основании пункта 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002г. № 115-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства (вне зависимости от порядка их въезда на территорию Российской Федерации) имеют право на осуществление трудовой деятельности в РФ без наличия разрешений на работу или патентов, если они являются:

1) постоянно или временно проживающими в Российской Федерации. При этом временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание;

2) участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающимися в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающимися в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

8) приглашенными в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

9) приглашенными в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

10) аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

10) осуществляющими трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью 4 статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации;

11) беженцами на территории Российской Федерации, - до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

12) получившими временное убежище на территории Российской Федерации, - до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

Кроме того, без разрешения на работу и патентов трудоустраиваются на территории РФ граждане Республики Беларусь, а также граждане Республики Казахстан и Республики Армения.

Работодателям и заказчикам работ (услуг) для привлечения и использования вышеуказанных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства не требуется разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

Со 2 января 2015 года вступил в силу Договор о присоединении Армении к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС).

Трудовая деятельность трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан и Армении) регламентируется положениями статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе, заключенного в г. Астана 29 мая 2014 года.

Согласно положений вышеуказанной статьи Договора работодатели и заказчики работ (услуг) Российской Федерации вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов (граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан и Армении) без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

В отношении вышеуказанных трудящихся не применяются ограничения, установленные законодательством Российской Федерации в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.

В целях осуществления трудящимися трудовой деятельности в Российской Федерации признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств-членов, без проведения установленных законодательством государства трудоустройства процедур признания документов об образовании.

Трудящиеся, претендующие на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в Российской Федерации, проходят установленную законодательством РФ процедуру признания документов об образовании и могут быть допущены соответственно к педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности в соответствии с законодательством РФ.

 

Документы об ученых степенях и ученых званиях, выданные уполномоченными органами государств-членов признаются Российской Федерацией в соответствии с действующим законодательством.

Работодатели или заказчики работ (услуг) вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании на русский язык, а также в случае необходимости в целях верификации документов об образовании трудящихся государств-членов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), выдавшие документ об образовании, и получать соответствующие ответы.

Трудовая деятельность трудящегося государства-члена регулируется Трудовым Кодексом РФ с учетом положений вышеназванного Договора.

Срок временного пребывания трудящегося государства-члена и членов его семьи на территории Российской Федерации определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудящимся государства-члена с работодателем или заказчиком работ (услуг).

Граждане государства-члена, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию другого государства-члена, и члены их семей освобождаются от обязанности постановки на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда.

В случае пребывания граждан государства-члена на территории РФ свыше 30 суток с даты въезда, эти граждане обязаны встать на миграционный учет по месту пребывания в соответствии с положениями Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в российской Федерации» от 18.07.2006г. № 109-ФЗ.

Граждане государства-члена при въезде на территорию Российской Федерации обязаны получить и заполнить миграционную карту, указав на ней в качестве цели въезда «работа», за исключением граждан Республики Беларусь. При этом, при въезде на территорию Российской Федерации на срок, не превышающий 30 суток с даты въезда, получения и заполнения миграционной карты не требуется.

В случае досрочного расторжения трудового или гражданско-правового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся государства-члена имеет право без выезда с территории Российской Федерации в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор.

Статьей 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002г. № 115-ФЗ установлена обязанность работодателей и заказчиков работ (услуг), привлекающих и использующих для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Обращаем внимание, что обязанность уведомления установлена вне зависимости от порядка въезда иностранного работника на территорию Российской Федерации и наличия у работника разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности.

 

Телефон для справок по вопросам получения разрешения на работу иностранному гражданину 41-03-37.


Страница обновлена: 18 Февраля 2015 года